Полсекунды жизни

Выставка с таким названием открылась в музее Салтыкова-Щедрина. На ней представлены работы тверского фотографа Алексея Исаичкина, которому в начале сентября исполнилось бы пятьдесят лет.

Члены Тверского областного фотоклуба, куда с 1992 года входил Алексей Исаичкин, специально приурочили презентацию экспозиции к юбилею своего коллеги. Тем более что и сам Алексей планировал открыть персональную выставку к своему дню рождения, а корпус работ, которые теперь можно увидеть в музее писателя и тверского вице-губернатора Салтыкова, в основном был составлен самим автором. Тем, кто хоть немного интересуется фотографией, имя Алексея Исаичкина хорошо знакомо – он был постоянным участником как областных, так и российских выставок. На одной из них он представил фотографию «Рыбачка» – она стала настоящим украшением экспозиции, а организаторы откровенно признавались: без снимка Исаичкина выставка многое бы потеряла.
Алексей Исаичкин родился в Твери, здесь вырос, отсюда ушел в армию. Вернувшись домой, служил в милиции и одновременно учился на юридическом факультете Тверского университета. В те годы и появился интерес к фотографии. Тогда, правда, он не выходил за любительские рамки. А плотно начал снимать, уже будучи в отряде быстрого реагирования, – об этом вспоминают его сослуживцы. В 1985 году несчастный случай приковал Алексея Исаичкина к инвалидному креслу. Ему было только 26 лет. Однако, несмотря ни на что, он нашел в себе силы и мужество продолжать жить. Нашел увлечения, одним из которых и стала фотография, в которой он немалого достиг. Равно как и в резьбе по дереву.
Корифей тверской фотографии Владимир Крылов вспоминает, что первый снимок в фотоклуб принесла мама Алексея. «Я тогда подумал, что это работа школьника. А что еще я мог подумать, ведь автора ее я не видел, – говорит Владимир Николаевич. – Конечно, в разговоре все прояснилось. Мы взяли эту фотографию на областную выставку, по результатам которой Алексея наградили поощрительным дипломом. И дело было совсем не в том, что он инвалид, а в том, что карточка на самом деле говорила о большом потенциале». Сейчас, впрочем, уже не так важно, чем руководствовалось жюри, выписывая этот диплом, главное – оно не ошиблось. С тех пор жизнь Алексея изменилась. Те, кто знал его, рассказывают, что он никогда не расставался с фотоаппаратом. Жара ли, мороз, дождь или ветер – Исаичкин постоянно снимал, замечая, как и любой художник, то, мимо чего другой человек спокойно пройдет мимо.
Фотографу были подвластны все существующие жанры – пейзаж, портрет, жанровые сценки, социальная фотография, натюрморты и даже… репортажи. На открывшейся мемориальной выставке можно увидеть, например, снимки, сделанные в День города Твери. «В каждой его фотографии, – говорит Владимир Крылов, – есть смысл, чаще всего социальный, а не просто чередование пятен, формотворчество, каким очень любят сейчас заниматься молодые фотографы». Это очень значимая и важная оценка. Скажем, фотография «Спросила кроха» – ребенок в коляске, а рядом на скамейке компания молодых людей с сигаретами и пивом. Вместе с тем Алексей Исаичкин – превосходный лирик, его пейзажи проникнуты свежестью и воздухом, причем он не стремился делать видовые снимки. Ему достаточно было сфотографировать одинокий желтый лист, лежащий на мокром от дождя капоте автомобиля, чтобы передать осеннее настроение.
Работы, вошедшие в экспозицию, а их тридцать семь, показывают, как аккуратно и обдуманно пользовался Алексей Исаичкин изобразительно-выразительными средствами. Эта экономность стала едва ли не главным достоинством всех его снимков – они были лишены такого удовольствия, как современные компьютерные технологии, которые фотограф использовал крайне неохотно и только в том случае, если это на самом деле было необходимо. Алексей Исаичкин вообще долгое время снимал на пленку, сам проявлял и печатал, отдавая предпочтение классической черно-белой фотографии. Он читал множество специальных изданий, впитывал всю новую информацию и вообще, отмечают коллеги, был настоящей энциклопедией – знал о фотографии в буквальном смысле все.
За двадцать четыре года Алексей Исаичкин сделал очень много. Казалось бы, архив должен остаться огромный. Однако это нет так – фотографии он любил дарить друзьям, знакомым. Некоторые из снимков уехали за границу, многие остались в Твери. Фотохудожник Российский Союз фотохудожников он был принят три года назад) хотел, чтобы память о нем имела еще и вещественное воплощение.

15. 09. 2009

Евгений Перенко

Источник: http://www.tverlife.ru/news/8261.html

Поделиться