История Тверской областной картинной галереи (ТОКГ) ведет отсчет с 1866 г., когда по инициативе губернатора П. Р. Багратиона, краеведа Н. И. Рубцова, поэта, декабриста Ф. Н. Глинки и городского головы А. Ф. Головинского был создан публичный «музеум», один из первых в Российской провинции. Произведения, входившие в собрание Тверского музея, легли в основу коллекции ТОКГ, что позволило сформировать основные фонды: фонд живописи, графики, скульптуры древнерусского и декоративно-прикладного искусства. Они остаются наиболее значимыми и обширными и по сей день, но в последние годы был сформирован ряд новых фондов, например, фонд редких книг, археологии, фонд материальной художественной культуры.
Идея создания фонда фотографии возникла не спонтанно. За долгие годы существования ТОКГ в архиве был собран разнообразный фотографический материал, который имеет неоднородный характер и направленность. Часть из него — негативы, слайды и отпечатки, отражающие жизнь музея за прошедшие десятилетия, фотографии произведений для каталогов, изданий, инвентарных карточек, научных паспортов. Другая составляющая фотографического наследия — фотоотпечатки конца XIX столетия – середины XX века. Многие предметы из этой части фотоархива обладают высоким художественным уровнем и имеют определенное историческое значение.
Сегодня искушенного зрителя уже не удивишь многочисленными выставками фотографии, фестивалями, модными нынче биеннале, устраиваемыми в залах то одного, то другого музея. Внимательно изучив анонс вернисажей, можно заметить, что его добрую треть занимает информация о выставках фотографии. И, действительно, это искусство переживает времена небывалой популярности. Но совсем недавно во многих российских художественных музеях к фотографии относились снисходительно, как к вспомогательному, архивному материалу. И лишь немногие частные коллекционеры устремляли свой взгляд на произведения светописцев, да и то, чаще всего, "дореволюционных", гоняясь за антикварными вещами, подчас не уделяя внимания своим талантливым современникам. В 1990-х годах ситуация начинает меняться, интерес к фотографии растет, ее фонды существуют уже в разных музеях страны - в ГМИИ им. А.С.Пушкина (Москва), в Русском музее (Санкт-Петербург), в Государственном историческом музее (Москва). Коллекционирует фотографию как предмет искусства, издает каталоги Государственный Эрмитаж, появляются музеи, посвященные этому виду искусства – МДФ (Московский Дом фотографии) теперь это Центр современного искусства, Русский музей фотографии (Нижний Новгород), Фотографический музей «Дом Метенкова» (Екатеринбург).
Современные тенденции коснулись и ТОКГ. За последние пятнадцать лет на площадках нашего музея и его филиалов неоднократно демонстрировались сборные и персональные выставки тверских и российских фотографов. Наиболее интересным из экспонировавшихся, представляется проект из Санкт-Петербурга «Император Павел I: нынешний образ минувшего» 2005 г.
Популярность и востребованность фотографии привела к необходимости более серьезного подхода к данному виду искусства в ТОКГ, а в дальнейшем - к целенаправленному коллекционированию фотографии в контексте музейного собрания.
В июле 2009 г. было принято решение о создании фонда художественной фотографии в Тверской галерее. Сотрудниками музея было разработано подробное положение, на основании которого теперь проводится отбор и постановка произведений на учет в основной или вспомогательный фонд. При создании этого документа мы неоднократно консультировались со специалистами из других музеев. Нам любезно помогли сотрудники Русского музея фотографии, Фотографического музея «Дом Метенкова». При создании концепции фонда -было решено в первую очередь учитывать художественный уровень произведений и их историческую ценность. В некоторых случаях в Фонд художественной фотографии (ФХФ) принимаются современные отпечатки наиболее интересных авторов прошедших десятилетий. При приеме на хранение, учитывается техника печати, здесь приоритет отдается рукотворной фотографии, тираж отпечатков также играет немаловажную роль. На первоначальном этапе формирования этого собрания музей старается привлечь к участию в проекте как можно больше современных фотохудожников, работающих с аналоговой фотографией, применяющих технику мокрой печати. Все данные о поступивших произведениях заносятся в электронный каталог КАМИС.
Наш фонд еще очень молодой, поэтому, некоторые вопросы, касающиеся детального изучения экспонатов из ФХФ, еще вызывают у нас затруднения, необходима также квалифицированная консультация специалистов по вопросам хранения фотоматериалов. В 2011 г. ТОКГ включена в список музеев, входящих в Федеральную целевую программу по сохранению фотодокументов, осуществляемую ГЦФ «РОСФОТО». Участие в проекте поможет продолжить работу по исследованию и хранению памятников фотографии в нашем собрании.
Состав коллекции
На сегодняшний день фотографическую коллекцию ТОКГ составляют произведения из фотоархива галереи, а так же работы, вошедшие в созданный в 2009 году фонд художественной фотографии. Объем самого фонда пока не велик, он насчитывает около сотни произведений, большая часть из которых — дары, поступающие к нам с первых дней его основания. Несколько сотен предметов различного происхождения и времени создания находятся в фотоархиве галереи. Десятки работ еще ожидают рассмотрения фондово-закупочной комиссией. К сожалению, сегодня темпы изучения фотоархива замедлились, как и вся полноценная научная работа с предметами из других фондов, в связи с перемещением собрания во временное фондохранилище. Но, несмотря на перечисленные трудности, работа по развитию ФХФ ведется. Началось изучение разрозненных материалов фотоархива. Они требуют последовательной систематизации, отбора, выделения из общего числа наиболее ценных и редких экспонатов.
Изучение архива позволило выявить обнаружить "Портрет женщины с ребенком" кабинетного типа, выполненный в мастерской Моисея Соломоновича Наппельбаума в Минске, где он работал в 1905–1910 годах, до отъезда в Санкт-Петербург. Фотография из нашей коллекции — одна из многочисленных работ, изготовленных им на заказ, но уже здесь можно заметить поиски мастера, желание уйти от распространенных штампов, преодолеть «установившиеся в провинциальной фотографии традиции, вернее шаблоны[1]». Молодой фотограф отказывается от аксессуаров из папье-маше, расписных задников. Позы портретируемых непринужденны и естественны, и это создает впечатление, «будто аппарат передал кусок реальной жизни»[2] И действительно, женщина придерживает ребенка, тот с интересом смотрит в объектив. Мать повернула голову в сторону мальчика, не обращая внимания на фотографа. Портрет выполнен на нейтральном сером фоне, в овальной виньетке. Границы которой мягко размыты и сходят на нет к краям отпечатка.
Особый интерес представляют также портреты, исполненные в ателье тверских светописцев начала XX столетия, виды тверских храмов того же периода. Эта часть коллекции еще требует более пристального изучения.
В фотоархиве также хранятся снимки интерьеров: "Храм Христа Спасителя в Петербурге, алтарная часть", отпечаток; "Храм Христа Спасителя в Петербурге. Общий вид", предположительно, конец XIX в. Фотография выполнена в теплой, желто-коричневой цветовой гамме, изображение угасающее.
В фондах нашего фотоархива хранится альбом, с видами города Каменец-Подольского. На форзаце альбома обнаружена дарственная надпись с указанием даты 1876 г. В этом же альбоме находится около пятидесяти фотографий 60-70 годов XIX века визитного формата. Некоторые из них выполнены в мастерской Сергея Львовича Левицкого и Карла Ивановича Бергомаско. Портреты напечатаны, предположительно, на альбуминовой бумаге, оттенок изображения теплый. Фон большинства портретов нейтральный, имеет овальную виньетку с мягкими, сходящими на нет краями. Более подробное изучение этой коллекции отпечатков еще предстоит.
Среди прочих предметов, хранящихся в фотоархиве, привлекает внимание папка с фоторепродукциями начала XX века К.Д. Долматова «Алфавит. Сборник русских прорезей и вязей» 1895 г. Любопытная серия отпечатков неизвестного фотографа-любителя представляет собой жанровые зарисовки и пейзажи начала XX века. Фотографии отличаются живостью, легкостью и непринужденностью композиции.
Заслуживают внимания несколько отпечатков в альбоме из архива художника Александра Николаевича Самохвалова, но, к сожалению, их экспонирование на выставках пока невозможно, так как они наклеены на страницы альбома. В фондах галереи также хранятся бумажные бланки для фотографий, изготовленные в начале ХХ века. Такой вспомогательный материал можно использовать при создании экспозиций.
Постепенно произведения, выполненные в техники фотографии, которые поступили в наше собрание еще до создания фонда, мы переводим во вновь созданное хранение. Так, например, в 2010 году были перемещены в новый фонд две фотолитографии: «Москва. Общий вид» и «Санкт-Петербург. Знаменская площадь», предположительно, выполненные неизвестным фотографом компании "Фотохром. Цюрих". Фотолитографии раскрашены вручную. Процесс Фотохром был изобретен в 1880 годах Хансом Якобом Шмидтом. Литографии изготовлялись на производствах акционерной компании «Фотохром. Цюрих», действующей и по сей день. С исходного негатива выпускали нескольких печатных форм, количество которых колебалось от четырех до пятнадцати в зависимости от необходимой точности цветопередачи.
Заслуживает внимания также снимок «Групповой портрет в маскарадных костюмах» начала XX века, бромосеребряная печать, приобретенный галереей в 2009 году.
В конце 2011 года у фотографа Дмитрия Горячева были куплены фотографии со стеклянных негативов петербургского фотографа первой половины XX века Павла Семеновича Жукова. Контактные отпечатки, размером на броможелатиновой бумаге выполнены Дмитрием Горячевым в 2010 году тиражом пять экземпляров, мы обладаем первым отпечатком, изображения нигде не публиковались. Идентифицировать автора помогла книга Н. Гречук, одна из глав которой посвящена П.С. Жукову, в ней изложена краткая биография фотографа. Здесь же опубликована фотография П.С. Жукова с женой.[3] Именно ее запечатлел фотограф на снимках из нашего фонда и на многих негативах. Для фонда было приобретено шестнадцать отпечатков, это серия групповых и одиночных женских портретов, выполненных в студии. Большую часть из них составляют портреты актрис, скорее всего, Императорского театра, есть несколько портретов жены. Заслуживает внимания также изображение обнаженной модели в драпировке. Работа исполнена в мягкой пикториальной манере. Фон обобщен ретушью по негативу, сделанной, предположительно, сажей.
Последним из наиболее интересных приобретений стала студийная работа «Портрет неизвестного мужчины» кабинетного формата тверского фотографа начала XX века Евгения Яковлевича Элленгорна. Его имя упоминает М.С. Наппельбаум в своей книге «От ремесла к искусству». Автор положительно отзывается о творчестве тверского фотографа, отмечает его высокие художественный вкус, технический уровень и мастерство. «Хочу назвать еще фотографа-художника Е.А. Элленгорна из Твери (ныне г. Калинин), неутомимого, ищущего человека, владеющего процессами трехслойной цветной фотографии в приложении к портрету»[4]. Собственная студия Якова Алексеевича Элленгорна существовала в Твери с 1872 года и, затем перешла его сыну, Евгению Яковлевичу Элленгорну, который получил известность благодаря своим городским пейзажам, выполненным в характерной живописной манере с применением техники благородной печати. Можно смело сказать, что он вошел в историю русской светописи как фотограф-пикториалист.
Тверичанин принимал участие в конкурсах Русского фотографического общества «Ушедшая и уходящая Москва» (1913–1914 годы), был также членом Всероссийского общества фотографов. Коллекция снимков Евгения Элленгорна хранится в архиве фотоагенства «ФотоСоюз». Его работы востребованы и сегодня. Пейзажи мастера из различных собраний участвовали в выставках «Пикториальный пейзаж начала XX века» в МДФ в 2002 году, а также на «Первой фотобиеннале историко-архивной фотографии из музеев, архивов и библиотек», проходившей в Русском музее в 2011 году. Портреты Элленгорна отличает высокий художественный уровень исполнения, обращает на себя внимание индивидуальный, вдумчивый подход при создании каждой работы. Мужской портрет из собрания ТОКГ отличает профессиональное мастерство фотографа и тонкая проработка деталей. Для придания большей цельности мастер использует мягкую обобщающую ретушь фона по негативу.
К сожалению, немногие художественные музеи страны могут позволить себе неограниченные закупки экспонатов для пополнения своих коллекций. ТОКГ — не исключение. Основным источником новых поступлений являются дары художников. Как уже было сказано выше, при комплектовании фонда мы учитываем художественный уровень произведений, технику печати, характеристики основы и материалов, используемых при создании фотографий.
Так, к примеру, в 2011 году Союзом фотохудожников России были переданы в дар ТОКГ шесть современных отпечатков Александра Гринберга из проекта «Искусство движения» 1928–1929 годов. Все фотографии выполнены в технике ручной печати, на броможелатиновой бумаге ограниченным тиражом в 2001–2002 годах. Снимки сделаны в студии Веры Майя, они относятся к той части проекта, где фотограф отходит от своей привычной изысканной пикториальной манеры и обращается к новому экспериментальному языку конструктивизма. Композиции построены на ритмах синхронно движущихся фигур, на повторениях белых пятен рук, острых и ломанных линий тел, на контрасте освещенных сложных геометрических фигур, созданных танцорами, и черного глухого фона.
Работа с экспонатами, поступившими в собрание, не ограничивается инвентаризацией. С наиболее интересными экспонатами мы стараемся знакомить наших зрителей. Например, в декабре 2011 года выставка «Фотографии Александра Гринберга из серии «Искусство движения» была показана в контексте выставочного проекта «От модерна до соцреализма. Русское искусство первой трети ХХ века из собрания Тверской областной картинной галереи».
Фонд художественной фотографии постоянно расширяется. В 2010 году поступили дары от современных петербуржских фотографов: Дмитрия Горячева, Андрея Чежина, Людмилы Чежиной, Игоря Лебедева, Марианны Мельниковой, Александра Зеленского, Тимура Багова, Константина Водяницкого. Первым откликнулся на нашу просьбу о предоставлении своих работ в качестве даров в наш фонд Дмитрий Горячев. Он же привлек всех остальных петербуржских фотомастеров к участию в этом проекте. В 2012 году ТОКГ свои работы подарили Александр Черногривов (отпечатки из серии «Конница»), Сергей Щербаков (снимки из серии «Кукла»), Александр Филиппов, Александр Ляшко. В этом году наш фонд пополнился также работой Станислава Чабуткина.
Наша коллекция молода и не так обширна, но уже сейчас в ней представлены авторы, работающие в различных направлениях артфотографии: от экспериментального фото до классической фотографии. Произведения современных авторов, вошедшие в собрание ФХФ, исполнены на высоком художественном и техническом уровне. Это дало возможность составить первую выставку из экспонатов только что образовавшегося фонда. Произведения современных авторов, предоставивших в дар свои работы, разнообразны по технике печати и стилистике. При печати и съемке художниками использованы разнообразные технические приемы. «Автопортрет» Андрея Чежина — пример мультиэкспозиции. Работы Игоря Лебедева из серии «Мимоходом» — печать со сдвигом. Триптих «Аквариум» Дмитрия Горячева — фотограмма. Все современные фотолисты выполнены в технике ручной печати на бромосеребряной бумаге.
Таким образом, фонд художественной фотографии за период существования с 2009 года существенно пополнился десятками даров от современных фотографов и Союза фотохудожников России. За это время проведено также несколько выставок фотографии из собрания ТОКГ и выявлены наиболее значимые памятники в фотоархиве галереи. С новыми поступлениями современных авторов в ФХФ можно познакомиться на сайте галереи, в разделе «виртуальные выставки». Несмотря на ограниченное и нерегулярное финансирование проводятся закупки наиболее важных для нас произведений. Надеемся, наш фонд художественной фотографии будет пополняться, продолжится также изучение фотоархива.
[1]Наппельбаум М.С. От ремесла к искусству. Искусство фотопортрета/ 2-е изд. М., 1972. С.38
[2] Там же
[3] Гречук Н. Петербург События. Лица. СПб., 2010. С. 348–349.
[4] Наппельбаум М.С. От ремесла к искусству. Искусство фотопортрета/ 2-е изд. М., 1972.
Мария Сахно
Материал опубликован в Сборнике докладов международной конференции "Фотография в музее" 2-4 октября 2012 г.
Санкт-Перербург 2012. С. 105-107
Организатор конференции - Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный музейно-выставочный центр РОСФОТО"
http://www.rosphoto.org/ru/list-exhibitions/details/156---