Раскрашенные фотооткрытки

Открытое письмо или, сокращённо, открытка - это форма почтового отправления, появившаяся в конце 19 в. Короткое письмо стало возможно отправлять по почте без конверта за более умеренную плату. После разрешения изготовления бланков открытых писем частным лицам на них стали для повышения привлекательности печататься изображения, до этого, пока монополистом было "почтовое ведомство", открытка была просто куском картона, на одной стороне писался адрес, на другой - текст письма. Привычная форма открытки, когда лицевая сторона имеет изображение, а на адресной стороне пишется и адрес, и текст, была принята в 1904 г. с введением разделительной полосы. Начался "золотой век" открытки: тиражи исчислялись миллионами, сюжеты изображений - сотнями тысяч. Поздравительные, агитационные, благотворительные, рекламные... Виды городов, народные типажи, репродукции произведений искусства, "сентиментальный жанр"... Хромолитография, трёхцветная автотипия, шелкография, фототипия, фотография... Это был действительно бум, выбор сюжетов и техники изготовления был огромен, сопоставим, пожалуй, с выбором современного средства коммуникации - мобильного телефона, то же обилие, но теперь - моделей, тарифов, аксессуаров. функций и опций.

  

 Уже больше пяти лет мы с супругой Марианной Мельниковой  коллекционируем «крашенки», открытки начала ХХ века, напечатанные на фотобумаге и раскрашенные вручную анилиновыми и масляными красками. Такие открытки для нас – прежде всего фотографии; в большинстве своём они  высокого качества в техническом плане. Но главное, - все они вышли из-под кисти художника, так что независимо от тиража - это штучные винтажные произведения. Запечатленные на них образы людей хорошо передают тенденции моды, нормы морали и идеалы красоты прошлого века. Такие фотооткрытки являются важным  историко-культурным источником, они дают возможность проследить, как менялись на протяжении ХХ столетия одежда, прически, позы, жесты… Сейчас, воспринимая сквозь призму времени эти изображения, мы видим более обобщенный и в тоже  время более точный образ эпохи, нежели портреты конкретных людей. С исторической точки зрения немалый интерес представляет также уже забытое прикладное применение фотографии: действительно, сейчас сложно представить, что изготовление открыток  (иначе говоря – почтовых карточек)  традиционным способом контактной печати на серебросодержащей фотобумаге, было экономически целесообразно. В рекламном объявлении оптового склада открыток и картин в журнале «Нива» за 1911 год ценовая категория указана такая: «Бром. краш.: гол., парочки и др……4.50». (переводя на современный язык – фотооткрытки раскрашенные, сюжеты следующие: женские головки, влюблённые парочки, счастливые дети, рождественские и пасхальные сценки….4 рубля 50 копеек за сотню).

  Практически все открытки из нашей коллекции изготовлены в Западной Европе, их засилье на российском рынке приводило в ярость отечественных издателей открыток и критиков. Например, обозреватель газеты «Новое время» в 1913 году писал по поводу издательской деятельности Общины св. Евгении, основной ассортимент которой состоял из видов российских городов и репродукций картин из художественных музеев: «Распространяясь по России, открытые письма Общины св. Евгении если не совсем вытеснили пошлятину макулатурных открыток с кафешантанными сюжетами немецкой марки, то всё же в большой степени сбили их продажу…». Надо сказать, «сентиментальный жанр», так мы назвали бесхитростные мещанские сюжеты, преобладающие на фотооткрытках (красотки, парочки, румяные детишки, семейная идиллия), пришелся по вкусу отечественному потребителю, большая часть открыток прошла почту в России. И это не смотря на то, что атрибутика, одежда и позы фотомоделей зачастую были непривычны, а порой и чужды православию, русским традициям и мировоззрению.

  И в Европе, и в России изготовлением открыток методом фотопечати занимались   специализированные фотопечатни, например, «Фотопечатня А. И. Центер, Петроград, Литейный, 64» или фабрика NEUE PHOTOGRAPHISCHE GESELLSCHAFT  (Новое фотографическое общество)  в Берлине, крупное предприятие, которое кроме открыток изготавливало ещё и фотобумагу, стереокарточки и стереоскопы. Большинство фотографов в своих ателье сами снимали постановочные композиции с «открыточными» сюжетами и печатали тиражи в зависимости от спроса. Производители фотоматериалов, выпускающие фотобумаги разных форматов («визит-портрет», «кабинет-портрет», «империал» и др.) быстро поняли, насколько выгоден выпуск фотографической бумаги в формате открытки (90х140 мм) с заранее напечатанными на обороте надписями POST CARD или ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО и разделительной полосой. Такая бумага была более плотной; в каталогах,  рекламных объявлениях в фотографических журналах и производители и продавцы её так и называли: «открытые письма» или «светочувствительные открытые письма». Если обычная бумага продавалась в упаковках по 10, 12, 18 листов, то, пожалуй, только «открытки» продавались и в упаковке 1000 шт. На большинстве «светочувствительных открытых писем» нет указаний на их изготовителя, некоторые фирмы, всё же размещали свои логотипы на адресной стороне. KODAK, LTD, дочерняя фирма EASTMAN KODAK Co в Англии использовала для этого, согласно американской традиции, место для наклеивания марки (“stamp box”), AGFA и концерн BAYER, в состав которого AGFA вошла в 1925 году -  разделительную полосу.

   Письма на открытках, по определению были немногословными и несекретными, для отправки конфиденциальных, любовных и деловых посланий люди пользовались конвертами. Поэтому неудивительно, что тексты на открытках преимущественно поздравительного содержания.  Рождество, Пасха и День Ангела –  всегда были самыми отмечаемыми в России праздниками, и поздравлять с ними, и получать поздравления было любимым занятием всех сословий, старых открыток с праздничными сюжетами и по сей день сохранилось несметное количество, в том числе и «крашенок». Основными атрибутами, так сказать, визуальными знаками рождественских и новогодних сюжетов были, да и по сей день остаются снег, ёлка или еловые ветки, красиво упакованные подарки, бокалы с шампанским, часы, стрелки которых приближаются к двенадцати. Традиционно Рождество – семейный праздник, домашний: за окном – вьюга, а дома тепло, хорошо, свечи на ёлке, дружное семейство… Такие сюжеты очень часты на открытках. Маленький мальчик, олицетворяющий новый год, это он в советское время изображался верхом на ракете, а раньше и мешком с деньгами мог быть. Кстати, единственный новогодний атрибут, который сейчас вызывает некоторое недоумение, это мешки с деньгами (на то, что в них именно деньги, указывает единица с множеством нулей). В письме желать «побольше денег», видимо было не принято, я, например, таких текстов не встречал, а вот открыточку послать с намёком – это пожалуйста…     

   С наступающим Новым Годом!   

 

Дмитрий Горячёв, Санкт-Петербург  http://www.goriachiov.com/

Используемая литература:

А. Хильковский  К вопросу о так называемых «Real Photo», журнал «Филокартия» №1 (21), 2011

Ю. Комболин  Поздравительная открытка в России, СПб, 1994

W&W. Holtz  NEUE PHOTOGRAPHISCHE GESELLSCHAFT  STEGLITZ, Berlin, 2009

Материалы предоставлены автором.

 

 

 

 

 

 

 

 

Поделиться