Русские избы и европейские дворцы

  Хорошая выставка должна вылежаться. Именно так прокомментировал руководитель областного фотоклуба Борис Михайлов факт открытия персональной выставки Марии Сахно «Тихая жизнь»: вернисаж состоялся намедни в Зале искусств областной библиотеки имени Горького. Предложение выставить там свои работы Мария получила еще полтора года тому назад, но получилась выставка только сейчас.

Интересно, когда фотографы (равно как и художники, и другие мастера искусств) торопятся предъявить зрителю «свежачок». Но не менее интересно, когда выставленные фрагменты серий уже прошли «обкатку» на других выставках и в других художественных контекстах: вроде бы уже хорошо известные работы, собранные в серии именно так, как задумывал автор, и размещенные в небольшом пространстве камерного зала, приобретают новое художественное качество и дополнительную глубину. Если, конечно, подобное качество у этих работ наличествует. К Марии Сахно это относится в полной мере: ее неброские на первый взгляд фотографии при ближайшем рассмотрении оказываются многослойными: в них обнаруживаются и неожиданные формалистические решения, и новые истории, и дополнительные оттенки настроений, причем все это еще и умножается взаимодействием работ внутри серии, а то и с соседями по выставочному пространству. Так что «мы это уже не раз видели» в нашем случае представляет собой несомненное достоинство: интересно видеть новое, но еще интереснее открывать новое в привычном.
 
 
 
Основу экспозиции составила серия «Тихая жизнь, или Сны в бабушкином доме»: обычное существование нескольких поколений семьи в контексте традиционной деревенской избы, снятое с характерным для Марии Сахно вниманием к взаимоотношениям света и цвета и пристрастием к намеренно простым композиционным решениям, которые вроде бы и не «решения» вовсе: просто «вот так снялось». За этой простотой скрывается изрядное умение раскрывать смыслы, которое, собственно, и превращает составленные на полу у старого шкафа банки с помидорами в формалистический арт-объект, обнаруживает в висящем на гвоздике полосатом полотенце галстук модного дэнди, рассказывающий свою прелюбопытнейшую историю, а томно растянувшуюся на диване обычную деревенскую кошку соотносит с хрестоматийными женскими образами из истории мирового изобразительного искусства.
 
 
 
Серия «Пригороды Петербурга», которая "вылеживалась" еще дольше – как минимум пять лет, составляет весьма изысканный контраст «Тихой жизни», при этом удивительным образом дополняя и углубляя ее. Среднерусская деревня – и парадные императорские дворцы, «нормальная» контрастная фотография иногда даже с несколько нарочитым «мыльным» колоритом и привкусом случайности – и таинственная, размывающая контуры дымка, которую позволяет сделать самый простой объектив – монокль. Любопытно, что первая в Твери выставка пикториальной фотографии (именно так называют имитирующие живопись снимки, сделанные состоящим всего лишь из одной линзы моноклем) была именно в этом зале: тогда те же самые парадные дворцовые ансамбли показывала питерский фотограф Людмила Таболина
 

И предмет, и манера съемки в этих двух сериях вроде бы никак не соотносятся между собой: где изба, и где дворец… Однако сердитый котенок-«персик» вдруг удивительным образом превращается в расположившегося по соседству классического мраморного льва, объединяя во времени и в пространстве то, что мы называем предельно просто: «русская жизнь».

Наталья Зимина

Источник: http://www.tverlife.ru/news/40848.html

Поделиться