Мерцающая фотография

Перебирая опечатки из семейного архива, потрепанные, иногда с надорванными углами, потускневшие, зачастую несовершенные в исполнении,  я  невольно задумалась о том, что сегодняшняя любительская фотография уже совсем-совсем другое явление,  с каждым годом теряющее свою материальность.

  Цифровая фотография, демонстрируемая на мониторах,  показываемая в режиме слайд-шоу  или в виде презентации теперь переходит в другое качество и  все дальше уходит от своего классического стандарта. Теперь   она по восприятию и эфемерности ближе к кино, которое живет только тогда, когда есть свет; снимок на мерцающем мониторе  подобен   картине на стенке камеры-обскура,  готовой исчезнуть вместе с угасающим световым лучом.  Все меньше и меньше  изображений материализуется на страницах семейных альбомов, они   оживают  лишь на включенных экранах наших компьютеров.
Знакомясь со снимками друзей и известных фотографов в электронном виде,  мы потребляем чистую информацию о сюжете, композиции, информацию  стерильную,  лишенную веса - информацию XXI века.  Виртуальные альбомы и галереи   освобождают нас от труда посещать выставки, оберегают от искажений, связанных со  старением, плохим качеством полиграфии, экономят наши деньги, а главное - время. Но в таком формате просмотра   есть некоторая ущербность. Мы понятия не имеем о размере отпечатка, если он, конечно, существует, о качестве бумаги и печати, наша новая  фотография лишена запаха, а  мы лишены тактильных ощущений.  Эта  стерильность подчас мешает закреплению увиденного в нашей голове, нематериальность  унифицирует изображения, в некоторой степени лишает нас ностальгии.
Фотография сегодня становится, как никогда,  субъективна в восприятии. Знакомясь с отпечатком на выставке, на страницах книги, мы все в первый момент примерно одинаково  визуально воспринимаем  фотографию, оцениваем ее  формат, оттенки, цвета и т.д, получаем определенные  точные и несомненные знания об отпечатке. Впечатление о  файле, во  многом зависит от качества монитора, его настроек цветокоррекции,  размеров, от освещения в комнате, последовательности просмотра.
  Мы становимся всеядны и ненасытны,  поглощая  гигабайты информации, ставя для себя очередную виртуальную галочку "ознакомился". Но при таком, почти неограниченном потоке  информации уходит культура всматривания, поверхностный взгляд по диагонали скользит по изображению, палец на кнопке мышки уже кликает следующее "привью", а через несколько  минут уже и  не помнишь  половины просмотренного.  

Мария Сахно

Поделиться