II –я фотобиеннале историко-архивной фотографии из российских музеев и архивов

В проекте Государственного Русского музея приняли участие 18 музеев и архивов страны. Среди них Государственный архив Тульской области, Саратовский государственный музей имени А.Н. Радищева, Кимрский краеведческий музей, Тверская областная картинная галерея и другие.

На выставке представлена российская фотография середины XIX - первой половины XX веков. II Фотобиеннале историко-архивной фотографии  разнообразна по составу,  документальные кадры неизвестных фотографов соседствуют с работами крупнейших российских мастеров светописи.

Экспозиция  знакомит зрителя с  интересными и богатыми фотоколлекциями из собраний российских музеев и архивов,  вводит эти документы в научный оборот,  обогащает представления о российских музеях и архивах в целом и об их фотофондах в частности.

В экспозицию выставки вошли фотографии из  семейного альбома известного советского художника А.Н. Самохвалова из собрания Тверской областной картинной галереи. На  небольших, несколько  поблекших снимках  отразились яркие моменты из жизни талантливого живописца.

Александр Николаевич Самохвалов родился в Бежецке в 1894 г.  В 1906 году он поступил  в механико-техническое училище в Калязине, в 1908 году мальчика  исключили вместе с товарищами за участие в революционной деятельности. Спустя год юноша - уже   учащийся  городского  реального училища в Бежецке. В 1914 г. Александр Самохвалов поступает на архитектурный факультет Высшего художественного училища Академии Художеств в Петербурге, но в  голодном  1917  возвращается в Бежецк, живет и работает здесь до 1920 г. Художник активно участвует в жизни города, он создает  проект Народного Дома и Дворца Труда, организует  курсы для взрослых и школу живописи, оформляет Бежецк к первой годовщине Октябрьской революции.

Самые ранние фотографии из альбома выполнены в Бежецке в 1900 - 1910 годы. Некоторые из них, предположительно, сделаны фотографом П.М. Дружининым. Это виды Жохова, пригорода Бежецка, любимого в нач. XX в. места отдыха горожан. Работы отпечатаны на бромсеребряной бумаге. Сохранилось более двадцати  композиций, выполненных П.М. Дружининым с видами деревни и березовой рощи, которую тоже называли общим названием Жохово или Жоховская роща. В нашем альбоме представлены некоторые из них.  Другие снимки тех же окрестностей – любительские, возможно, они  были выполнены самим художником. Не один этюд был написан здесь юным Самохваловым под руководством учителя рисования Ивана Малаховича Костенко. Спустя много лет признанный мастер напишет: «Теперь, когда я узнал много городов нашей родины, мне стали понятны те ценные особенности нашего Бежецка, которых я тогда не то что не замечал, нет – я их чувствовал и воспринимал, но не придавал им того значения, которое они имели вообще и для меня  - в частности. И это значение я понял именно тогда, когда утратил связь с родным городом». 

Среди бежецких фотографий выделяется композиционно и сюжетно снимок трех юношей в лодке. Почти силуэтами читаются лодка и фигуры на фоне речной глади. Учащийся реального училища в Бежецке Александр Самохвалов сидит в центре. В своей автобиографической книге  художник не раз с теплом описывает Бежецк, родительский дом, рассказывает о жизни на реке.  «Отсюда (из дома) можно было легко выбраться в наш сад, полого спускавшийся к реке Мологе, и, перебежав этот сад, спуститься еще через маленький огородик, сесть в лодку и уехать, куда глаза глядят. Особенно в тумане. Я выгребал на середину реки, и мне не было видно берегов, казалось, что еду я в мировом пространстве». К сожалению, дом сгорел, не уцелела в пожаре лодка-долбленка, в огне погибли многие ранние живописные и графические работы Самохвалова.

 Важное место в альбоме занимают портреты Александра Самохвалова, выполненные также  в 1910 годы неизвестным фотографом. Выразительные, лаконичные, сделанные с одним источником света, в непринужденной обстановке, снимки тонко предают образ формирующегося художника.

В 1921 г. А.Н. Самохалов и К.С. Петров-Водкин, наставник и учитель, работают  в Самарканде  в составе экспедиции Института истории материальной культуры по зарисовкам и обмеру памятников. В альбоме сохранились несколько фотография из этой поездки.

К  довоенной петербургской жизни относятся фотографический портрет известного арктического летчика Ф.Б. Фариха, 1940 г., народного художника Армянской ССР М. А. Асламазян, а также снимок. А.Н. Самохвалова и Н.З. Стругацкого на фоне картины «Военизированный комсомол». Катаясь на лодке со своим друзьями Н.З. Стругацким и Л.М. Мессом, художник увидел с воды небольшое стрельбище, юношей и девушек с винтовками. Солнце, морской бриз, молодость, энтузиазм поразили Самохвалова. Так возникла идея создания картины. Потрет А.Н. Самохвалова и Н.З. Стругацкого 1933 г, а также групповой снимок "Группа участников 2-й выставки художественного объединения "Круг"". 1928 г.,  хранящиеся в альбоме А.Н. Самохвалова из фондов ТОКГ опубликованы на страницах  автобиографической книги живописца «Мой творческий путь».

Выставка проходит по адресу:

 ГРМ. 18 декабря 2013 - 17 февраля 2014

Мраморный дворец.  Миллионная ул.,5/1 (метро - "Невский проспект")

Телефон для справок - 595-42-48

 

 

Поделиться