«Искусство движения»

продолжает серию тематических выставок «Художественная фотография из новых поступлений Тверской областной картинной галереи».

 С 1 по 25 декабря 2011 г.

Шесть фотоотпечатков Александра Гринберга из проекта «Искусство движения», выполненных в технике ручной печати, предоставлены в дар ТОКГ председателем Союза фотохудожников России А.И. Баскаковым.

Александр Данилович Гринберг (1885 — 1979),  один из известнейших русских фотографов  первой половины XX века, родился в Москве в семье служащего. Будущий художник получил разностороннее образование: закончил физико-математический факультет МГУ по специальности «физик-механик», проходил обучение в Строгановском училище. Таким образом, он удачно соединил  в своей работе знания в области оптики  и  механики с усвоенными законами  композиции  в изобразительном искусстве,  а владение навыками рисунка и живописи наложили  отпечаток на все дальнейшее творчество мастера.

Успех и признание не замедлили прийти к фотохудожнику. В 1908 г. А. Гринберг получил серебряную медаль на Всероссийской выставке, а в 1909 г., он удостоился  золотой медали на Международной выставке в Дрездене; в  1913 г светописец стал инструктором  «Русского фотографического общества». В первую мировую войну Гринберг около двух  лет провел в германском плену, где  перевел на русский язык несколько трудов по фотокинохимии, в  20-е годы совмещал работу фотографа  и кинооператора; с 1922 года занимал кафедру киносъемки в Гостехникуме кинематографии (будущий ВГИК). Наряду с другими членами «Русского фотографического общества»  Ю.Ереминым, Л.Шокиным, В.Улитиным, Н. Андреевым  Александр Гринберг в это время приверженец пикториального направления.

В середине 1920-х годов вместе с единомышленниками, членами фотокабинета, созданного Государственной Академией художественных наук, А.Гринберг начинает большой проект «Искусство движения».  Цель проекта – изучение «транскрипции движения», задача – исследуя через объектив фотокамеры пластику и  законы танца, раскрыть на  двухмерной плоскости моментального снимка динамику движения: скорость, ритм, создать  образ движения. Выбор темы был определен повышенным интересом  к знаменитой американской танцовщице Асейдоре  Дункан, эксцентричной «босоножке», революционно использовавшей древнегреческую пластику в своем свободном танце. Съемки проекта проходили в парках классицистических дворянских усадеб.  Туники, обнаженные тела  моделей, выбранная в качестве фона архитектура, пикториальные приемы при получении изображения создавали на фотоснимках чувственную, поэтическую  атмосферу, иллюзию  античных храмов и святилищ.

Работа над проектом «Искусство движения» привела А. Гринберга в экспериментальную студию танца Веры Майя.

Именно к этому времени и относятся наши фотолисты из серии «Искусство движения», ко времени усиленных поисков художника в области композиции, построения кадра, выявления ритмов, контрастного сопоставления  черного фона и освещенных, выхваченных из темного пространства студии фигур. Эстет  и экспериментатор Александр Гринберг, проделал  путь от рафинированных «живописных»  изображений, до острых и динамичных почти конструктивистских фотографических серий. Виртуозно овладев  различными приемами  ручной печати, приближающих фотографию к графическим техникам, он приходит к выводу, что художественная фотография может быть выразительной и без применения специальных, сложных ухищрений. Отказавшись от масляной обработки фотоотпечатков (броймоль, гуммиарабик, резинотипия), Гринберг формулирует идею «чистой фотографии».

 

Изменения в политической и творческой атмосфере в Советском Союзе в 30-е годы не могли не сказаться на судьбе Александра Даниловиче Гринберга. Его увлечение «чистым искусством», выбором отвлеченных тем,  съемкой обнаженной женской натуры, изысканной, эротичной, где угадывается  влияние западного «арт деко», сослужили ему дурную службу. Творчество Гринберга было далеко  от советских реалий, которые требовали доходчивой, плакатной фотографии,  призванной воспитывать, агитировать, учить.После показа на выставке «Мастера советской фотографии» серии с обнаженными  моделями в 1935 году Александр Данилович был осужден на пять лет по обвинению в порнографии. После освобождения работал фотографом в музее бывшей Троице-Сергиевой лавры, в кружке Дворца культуры «1-й государственный автомобильный завод имени И. В. Сталина» (ЗиС). В 50-годы был реабилитирован.

В наше время интерес к наследию мастера только возрастает. Его работы неоднократно экспонируются на персональных и сборных тематических проектах на площадках  Российских музеев и галерей.

Куратор Мария Сахно.

 

Адрес: 170640, г. Тверь, ул. Советская, д. 3
Телефон: (4822) 34-25-61  
Факс: (4822) 34-25-61

Поделиться