Тверская светопись

 

   Порождённая научно-техническим прогрессом и дополненная искусством предшествующих эпох фотография явилась миру великим открытием, сравнимым с изобретением колеса и письменности. Её часто называли "живописью без кисти и красок", "вторым зрением", а иногда и "зеркалом, обладающим памятью".

Создателями фотографии принято считать французских учёных Нисефора Ньепса и Жак Луи Манде Дагера, а датой её рождения - 7 января 1839 года, день когда о способе дагеротипии был зачитан доклад на заседании Парижской Академии наук. С этого момента фотография начала своё победное шествие по странам мира и вскоре завоевала прочные позиции во многих сферах человеческой деятельности.

В России появление нового искусства обычно связывают с именем Сергея Львовича Левицкого, первого русского фотохудожника, основоположника школы фотографического мастерства и известного изобретателя. Свои опыты с дагерротипами С.Л. Левицкий начал ещё в 1839 г., а спустя четыре года, во время поездки на Кавказ в составе правительственной комиссии по изучению минеральных вод, выполнил восхитительные дагеротипные пейзажи Кавказских гор и окрестностей Пятигорска и Кисловодска.

В Твери с искусством фотографии познакомились в 1850-е годы. Одним из первых коммерческой фотографией в 1858 г. в городе занялся "губернских уголовных дел стряпчий", коллежский асессор Пётр Архангельский, вошедший в историю ещё и как создатель первого тверского иллюстрированного литературно-художественного журнала "Фотографическая иллюстрация", который начал издаваться в январе 1863 года. Вскоре свои фотографические заведения в городе и губернии зарегистрировали целая группа фотографов, среди которых можно назвать Роберта Реслера (1862 г.), почётного гражданина города Кашина Ф.И. Алексеева (1863 г.), тверского мещанина Н.А Ворошилова (1867 г.) и выходца из Гродненской губернии Ш.Л. Кринского (1867 г.). Число фотомастерских в Твери и губернии множилось с каждым годом. Одни существовали достаточно долго, другие быстро закрылись. В последней четверти 19 века широкой известностью в городе пользовалась фотографии Якова Алексеевича Элленгорна (собственная студия открыта в 1877 году) и фотоателье Семёна Дмитриевича Кринского (с 1878 г.). Начав работать в Твери вместе ещё в 1872 г., а потом самостоятельно они несколько десятилетий активно фотографировали тверских обывателей, создавая работы пользовавшиеся большим успехом у горожан. Мастерская Я.А. Элленгорна с 1892 г. размещалась в собственном доме фотографа на углу Почтовой площади (совр. Советская пл.) и Косой Новгородской (совр. ул. Вольного Новгорода) улицы. Дело процветало, и в 1911 г. Евгений Яковлевич Элленгорн (унаследовавший в 1906г. дело отца) обратился в Тверское губернское правление с просьбой о переоборудовании и расширении своего павильона. Сохранилось немало портретов, выполненных мастером в различные годы. Наклеенные на паспарту с фирменными знаками, они поражают хорошим исполнением, выразительностью и даже неким глубинным психологизмом изображения. Мягкие коричневатые оттенки и полутона, тщательно подобранная композиция придают портретам необыкновенное очарование. Тверские мещане Кринские содержали фотозаведения не только в Твери, но и в уездных городах Осташкове и Кашине. Зачинателем дела стал Семён Дмитриевич Кринский, открыв в 1878 г. собственную фотомастерскую в Твери. В 1894 г. во главе дела встал его сын Иван Семёнович Кринский. В это время фотография Кринских располагалась в доме тверских мещан Пановых на углу Косой Новоторжской и Трёхсвятской улиц. Дом Пановых длительное время использовался под размещение павильонов тверских художников и "фотографической галереи". В разные годы, начиная с 1860-х гг., здесь содержали свои мастерские Николоай Ворошилов, Семён и Иван Кринские, Яков и Евгений Элленгорн, Иван Тачалов. Постройка сохранилась до настоящего времени. Сегодня в первом этаже здания разместились обувная мастерская «Сапожок» и магазин "Оптика". Большинство тверских фотографов предпочитали работать в жанре портрета, а видовая съёмка оставалась уделом избранных. Техническое несовершенство первых фотокамер ограничивало возможности натурных съёмок. Среди тех, кто сохранил виды Твери второй половины ХIХ - начала XX столетий для потомков помимо таких признанных в России мастеров как Михаил Петрович Настюков и Максим Петрович Дмитриев достойно представлены работы представителей тверской фотошколы Василия Франтова и Ивана Тачалова.

Одним из первых в Твери стал работать в жанре видовой фотографии Василий Григорьевич Франтов. Заполучив в 1871 г. с разрешения начальника Тверской губернии соответствующее торговое свидетельство, сын старицкого купца Василий Франтов открыл своё фотозаведение сначала в Осташкове, а затем и в Твери. Мастерская расположилась в доме Арефьевой на Почтовой (Советской) площади. В 1883г. в ней работали два ретушёра, имелось пять фотографических машин и пресс. Почти два десятилетия В.Г. Франтов содержал мастерскую в Твери, снимая город и его обитателей, а в 1890 г. продал её Новомосковском мещанину Логину Васильевичу Орлову. Другим не менее ярким представителем фотоискусства в Твери начала XX в. был Иван Александрович Тачалов. Потомственный почётный гражданин Твери И.А. Тачалов, имевший "жительство в Твери за Волгой в собственном доме", открыл фотографическое заведение в сентябре 1906 г. в доме Пановых на углу Косой Новоторжской и Трёхсвятской улиц. Основным направлением творчества И.А. Тачалова стали видовые и пейзажные зарисовки. Хорошо известны и портреты рядовых тверичей, ещё не редко встречающиеся в альбомах старожилов.

... Чарующий мир старой фотографии, воспринимаемый нами сегодня как некие застывшие мгновения истории… Что испытываем мы, более века спустя, рассматривая эти пожелтевшие и потёртые изображения? Пытаемся найти узнаваемые черты в лицах знакомых наших прабабушек и прадедушек? Или быть может, просто представить, о чём они могли думать, от чего печалится или чему радоваться…

Но, наверное, самое важное, заключается в том, что эти карточки позволяют нам задуматься о том, что останется от нас, с нашим веком электронных файлов, высоких технологий и электронных ресурсов,…  что вот так бы зримо представляло бы наш век в его образах и сюжетах …

 

Владимир Хухарев

e-mail: XYXAPEB@yandex.ru

Материалы предоставлены автором.

Поделиться