Чай втроем

В тверской выставочной жизни не то что наметилась, а уже вовсю реализуется любопытная и поучительная тенденция: художники не только показывают готовые произведения, но и приоткрывают дверь в свою мастерскую, позволяя зрителю понаблюдать за творческим процессом.

Буквально на днях в малом зале городского музейно-выставочного центра завершила работу выставка «Натурный класс», где целая компания известных тверских художников предъявила публике результаты своих далеко не студенческих штудий. Ее сменил авторский проект «Чай в мастерской» фотографа Марии Сахно и двух Игорей – графика Игоря Гусева и живописца Игоря Бучнева. В кулуарах вернисажа кто-то очень метко сказал: «Эти художники не страдают натурализмом, они страдают искусством».

Идея эта витала давно, и совершенно неудивительно, что исследовать мастерскую художника как особый феномен взялась именно Мария Сахно – фотограф, известный тонкостью мировосприятия и особыми отношениями с внешне невзрачными предметами материального мира. Автор этих строк, не чуждый фотографии, не перестает удивляться умению Маши придавать качество арт-объекта вещам обыденным: куче детских игрушек в углу комнаты, облупленному цоколю старинной колонны, захламленному кухонному столу. Острый глаз, завидное чувство цвета и композиции, а также склонность к исследовательской работе обусловлены в том числе и ее основной профессией. Мария – реставратор и с живописными полотнами общается в том числе и с чисто материальных, технических позиций. Так, хороший врач (а реставратор по сути тот же самый врач) должен, конечно, учитывать особенности мировосприятия и душевной организации пациента, но в успехе лечения куда большую роль играют сведения о том, в каком состоянии у больного сердце, как расположены кишки и зачем, собственно, человеку селезенка. Такое умение сочетать алгебру и гармонию дает весьма интересные результаты.

Справедливости ради стоит заметить, что мастерская любого художника представляет собой один сплошной натюрморт. Не то чтобы специально поставленный, просто специфика художнического мировосприятия определяет его отношения с материальным миром, и предметы распределяются в пространстве совершенно определенным образом.

 – Одна моя знакомая как-то сказала, что ее восхищают художники, сами создающие мир не только на холстах, но и, часто неосознанно, мир-театр в мастерской, – рассказывает Маша. – И не нужен сложный психоанализ, чтобы по наполнению и обустройству студии разгадать характер хозяина.

Тут еще стоит учитывать полумистический, но хорошо известный факт: на определенном этапе мастерская начинает жить своей жизнью. Как только хозяин уходит, там возникают некие движения и взаимоотношения. Что заставляет предположить: выставленные Игорем Гусевым наряду с графикой арт-объекты, собранные из всяких странных железок, он не сочинял. Это железки сами в отсутствие хозяина занимались чем-то своим и к его приходу просто не успели разойтись по прежним местам.

Предоставив железкам возможность самоорганизовываться, в графике Игорь Гусев выставил большую серию «Саша» – итог длительной работы с одной натурщицей, своего рода «театр одного актера», в котором художник выступает в качестве режиссера. Модель примеряет на себя самые разные образы (Игорь Гусев рисует уже не технические штудии, а именно настроения, состояния и образы), а художник еще и экспериментирует с разными изобразительными средствами, включая столь любимый им прием «когда б вы знали, из какого сора…» – использует вместо бумаги упаковочный картон и бланки с напечатанным на них текстом, что придает листам дополнительные, иногда неожиданные смыслы. В результате совместного творчества получилась целая галерея ярких, порой контрастных образов. А в паузах между перевоплощениями можно и чаю попить – мотив чаепития присутствует и у Игоря Гусева, и у Марии Сахно как объединяющий момент и способ медитации, во время которой зарождаются новые идеи.

Если Игорь Гусев показал свою мастерскую как театр, то Игорь Бучнев – именно как рукодельную мастерскую, в которой предельно абстрактные геометрические формы приобретают материальную телесность. Сам он признался, что «решил поиграть с тем, что на другую выставку не вытащил бы», – с треугольником как одной из основополагающих форм. Строил ее не только посредством кисти и красок на холсте, но и из разнокалиберных деревяшек, что как раз совершенно естественно для мастерской художника, в которой составленные и сложенные с разной степенью небрежности холсты, мольберты, по

драмники, рамы, этюдники – все прямоугольные предметы – пересекаются в разных соотношениях, образуя целые гроздья сложных абстрактных композиций. Такой вот круговорот художественной мысли: абстрактная идея обрастает материальным носителем, который в свою очередь рассыпается на абстракции. Впрочем, Игорь Бучнев изменил бы себе, если бы не поместил в экспозицию очередной вариант своего любимого мотива – «красного дома», в котором один из «несущих» компонентов – опять-таки треугольник.

Собственно «треугольник» образовали и сами художники. Равносторонний? Не факт. О «соотношении углов» каждый зритель вправе размышлять сам. А Маша тем временем воспользовалась преимуществами этой геометрической фигуры и, оказавшись между двумя Игорями, с удовольствием загадывала желания. Потом все пошли пить чай.

Наталья ЗИМИНА

Источник: http://www.tverlife.ru/news/55267.html

Поделиться